Реализуемые образовательные стандарты
- Подробности
- Автор: Super User
-
Категория: Родителям
-
Опубликовано 23 Февраль 2014
-
Просмотров: 10504
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ВНЕДРЕНИИ ФООП РОДИТЕЛЯМ ( ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ) ?
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)!
Внесли изменения в Закон об образовании, которые обязывают школы работать по федеральным ООП (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). ФОП (или ФООП) устанавливают обязательные требования к содержанию образования, включают федеральные документы: учебные планы, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, рабочие программы предметов, программу воспитания и др.
Подробнее о внедрении ФОП вы узнаете на ближайших родительских собраниях.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ВНЕДРЕНИИ ФОП»
Вопрос: Что такое ФОП (или ФООП) ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы?
Ответ: Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего.
Вопрос: Какая цель у внедрения ФОП?
Ответ: Создание единого образовательного пространства во всей стране
Вопрос: Что входит в ФОП?
Ответ:
Учебно-методическая документация:
- федеральные учебные планы;
- федеральный план внеурочной деятельности;
- федеральный календарный учебный график;
- федеральный календарный план воспитательной работы;
- федеральная рабочая программа воспитания;
- федеральные рабочие программы учебных предметов;
- программа формирования УУД;
- программа коррекционной работы
Вопрос: Что будет обязательным для всех школ?
Ответ: Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования.
Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Вопрос: Как будут применять ФОП ?
Ответ: Школы смогут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Вопрос: Что будет с углубленным обучением?
Ответ: Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения
Вопрос: Когда школы перейдут на ФОП?
Ответ: Переход школ на ФОП запланирован с1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФОП до 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
Утверждены Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и вступают в силу со 2 января 2023 года.
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня
- Федеральная образовательная программа начального общего образования (посмотреть)
- Федеральная образовательная программа с основного общего образования (посмотреть)
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (посмотреть)
- Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ (посмотреть)
- ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г. (посмотреть)
На обучение по ФОП школа перейдет с 1 сентября 2023 года.
ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:
- ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
- ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;
- ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.
ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:
целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.
Таким образом, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Основные отличительные особенности ФГОС
Новые подходы к определению стратегических целей стандартов:
- Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Стратегические задачи разработки стандартов:
- Обеспечение социальной консолидации общества.
- Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
- Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
- Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
- Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.
Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- ценности личной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Инновационные функции стандарта:
- Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
- Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
- Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
- Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
- Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
- Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
- Обеспечение единства образовательного пространства страны
- Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
В настоящее время введены в действие образовательные стандарты:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Пркиаз Минобрнауки России от 06 октября 2009г. №373. Введен в действие с 1 января 2010 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598. Введен в действие с 1 сентября 2016 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. №286. Введен в действие с 1 сентября 2022 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. №287. Введен в действие с 1 сентября 2022 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Пркиаз Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413. Введен в действие со 2 июля 2012 года. Смотреть
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). пркиаз Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1599. Введен в действие с 1 сентября 2016 года. Смотреть